Страничка музыкального руководителя



 

 

 

О пользе музыки для детей.

           

 

Сегодня тема, которую мне хочется обсудить с вами помимо основных занятий – это музыка. А точнее путешествие малышей в этот безграничный мир чувств, звуков, эмоций, а может статься и мир тяжелейшего труда. О мамочках, которые будут проводниками в этом огромном мире и о возможных ошибках, которые, я уверена, вы никогда не совершите.

 

Лет пять назад, случайно в одной из телевизионных передач я услышала, что «коэффициент умственного развития детей повышается при прослушивании произведений А. Моцарта». Толком, не зная, ни что такое коэффициент умственного развития, ни как он определяется, я побежала за кассетой с произведениями этого великого композитора. Ставила я эту кассету довольно часто, когда мой малыш спал. К сожалению, сама я не отношусь к числу восторженных ценителей музыки, и была уверена, что малыш в этом вопросе пойдет по моим стопам. Но что-то произошло. Не знаю, что оказало такое воздействие, то ли музыка Моцарта, то ли генетическая предрасположенность, но логические задачи стали для моего малыша любимыми уже с двух лет. А более подробно, что такое «эффект Моцарта» мне удалось узнать лишь недавно.

 

Я думаю, что и вам, милые мамочки, будет это интересно. Правда нам придется немного потерпеть, читая текст со скучной научной терминологией, так как видоизменить его без потери смысла, не представляется возможным.

 

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание в начале 1990-х годов, благодаря новаторским исследованиям в калифорнийском университете города Ирвин. Доктор философии Х. Раушер и его коллеги провели исследование по воздействию музыки Моцарта на студентов и подростков, тестировался пространственный интеллект (по стандартной интеллектуальной шкале Стэфорда-Бине). Результаты оказались на 8-9 пунктов выше у тех студентов и подростков, которые прослушивали в течение 10 минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Хотя, справедливости ради надо заметить, что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять –пятнадцать минут.

 

В отличие от студентов у дошкольников интеллектуальные способности повышались покрайне мере на один полный день. Какой же результат будет у младенцев? К сожалению данных, об этом, пока нет.

 

Что же за чудеса творит музыка с мозгом человека? «Музыка Моцарта способна разогреть мозги»- утверждал Гордон Шоу. Физик-теоретик и исследователь, после того, как были объявлены результаты исследований. Он же предположил, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот простая и монотонная навязчивая музыка могут дать противоположный эффект. Вот оно как, оказывается. Так что милые мамочки, прежде чем окунуть малыша в поток музыкальных звуков, сто раз подумайте, что они ему принесут добро или зло. Ну что касается зла, звуки обладают и силой разрушения, ну к этому мы еще вернемся (смотрите данные приведенные в таблице) А теперь давайте разберемся, что же это такое «пространственный интеллект» и как его можно использовать.

 

Существует еще одно объяснение «эффекта Моцарта». Прослушивания музыки Моцарта, по мнению ученых, позволяет «упорядочить огневую мощь» нейронов в коре головного мозга. Это в особой степени усиливает творческие процессы правого полушария, которые связанны с пространственно - временным мышлением. Это как «модельное упражнение», улучшающая симметрическую организацию, которая связана с высшими функциями полушарий мозга.

 

Говоря более простым языком, музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению. Если выразится образно, музыка дает возможность попадать в цель меньшим количеством ударов.

 

Я узнала пару дней назад, что кроме «эффекта Моцарта» есть «эффект Брамса», «эффект Гершвина», «эффект Синатры». Правда особыми знаниями в этой области я похвастать не могу, поэтому привожу вам лишь таблицу, которая поможет определить, как играет музыка с нашим телом, душой и мозгом.

 

 

Мелодичная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди)

 

Дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности.

 

Классическая музыка Гайдана и Моцарта.

 

Способствует повышению концентрации, памяти и пространственного восприятия.

 

Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист)

 

Пробуждает индивидуальность, активизирует симпатию.

 

Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр, Ревель)

 

Вызывает приятные образы в сновидениях.

 

Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых     лежат африканские мелодии.

 

Обостряют юмор и иронию, повышают общительность.

Рок музыка в исполнении Элвиса Пресли и Майкла Джексона

 

Может снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

Рок музыка, музыкальный ритм которой составляет до 120 ударов в минуту.

 

Разрушающей силой обрушивается на любой организм, тем более детский

 

 

 

Ну а теперь, после того как мы узнали, какая сила скрывается за простым словом музыка, давайте постараемся разобраться, стоит ли в программу обучения наших малышей включать еще и музыкальные занятия или целесообразней использовать это время для компьютерных игр или чего-то другого.

 

          Ответить на этот же вопрос попытались ученые группы Раушера и Шоу. К эксперименту они привлекли три группы дошкольников. Первая обучалась игре на пианино, основным музыкальным интервалам, тонкой моторной координации, музыкальной нотации и игре по памяти. Вторая группа малышей получала компьютерные уроки, треть же занималась по другим методикам. И что вы думаете, какой результат был после шести месяцев занятий? Первая группа «музыкантов» превзошла в тестировании пространственно – временных навыков на 36%. И эффект от этих занятий не исчезал.

 

          Милые мамочки, несмотря на эти исследования, не спешите усаживать вашу крошку за пианино. Это может оказаться айсбергом, у которого мы видим лишь небольшую часть надводной красоты, а что скрыто водой?

 

          Занятия музыкой можно разделить на любительское, где малыш может стать музыкально образованным любителем – это студии, клубы, репетиторы. И профессиональное, где хотите вы этого или нет, ваш карапуз уже получает профессию- это музыкальная школа. И вот здесь уже не церемонятся, здесь малыша попадает под тяжелейшей пресс труда. И если у ребенка нет к этому особых дарований, этот пресс неподъемен. Музыка становится ненавистна на всю оставшуюся жизнь, а дома начинаются упреки, слезы и уговоры. Так что милые мамочки, реально оцените возможности вашего крохи, не те, что вы хотели бы в нем усмотреть, а действительные, живущие в вашем малыше. К тому же образованным любителем он сможет стать всегда. Правда, это мое мнение, и оно ни в коем случаи не претендует на истинное. Чтобы вас в этом убедить, хочу познакомить вас с Региной Адамовной Нартыш-Блук музыкальным педагогом гимназии №8, и специалистом по ускоренной методике обучения музыкой детей в возрасте 3-х лет и старше. В отличие от меня она вся принадлежит музыке и свято верит, что музыкально неодаренных детей просто нет. Но я хочу рассказать, как ее мама выбрала для нее этот путь.

 

          В тридцатые годы оперный театр был местом посещения элиты общества, к которому и относилась мама Регины Адамовны.

 

Посещение же мамой оперы «Сказки Гофмана» закончилось тем, что она уснула прямо в партере. Проснувшись, она твердо решила, что ее дочь станет более музыкально совершенна, и сможет по-настоящему оценить это великое искусство. Так судьба девочки была решена, и великое счастье, что у девочки оказался, идеальный слух и музыка стала ее жизнью. А если бы нет?

 

Милые мамочки, мне очень хочется вас попросить: предоставьте вашим детям возможность прожить свою жизнь самостоятельно, они не могут и не должны продолжить вашу, даже если она безупречна. И вы сможете стать счастливыми родителями, видя своих счастливых детей.